К семье девушки засылали сватов: те в лучшем виде представляли семейство и самого жениха, приносили дары. Сваха отправлялась в дом невесты поздно вечером, не садясь и отказываясь от угощений ( иначе, существовало поверье, дети в будущей семье будут «седунами» и пристрастятся к спиртному) , начинала из далека, зачастую со слов: «У вас есть товар – у нас купец…». Сватовство было настоящим праздником в обеих семьях, к нему тщательно готовились. Невзирая на то, что нередко родители невесты были расположены к будущему супругу, в первый раз засланным сватам всегда отказывали и только на второй или даже третий раз соглашались. Сватовство обе стороны скрепляли сговором и рукобитьем.
Традиция начала девичника.
После сватовства, до свадебного пира оставалось - неделю или больше - и в окружении подруг, покрытая платком, невестка плакала. Если она не знала причитаний или не умела их исполнять, то от ее имени, выступала приглашенная «плачея», «выльница». В этих причитаниях большое место занимали вещие сны, где сваты, предстают перед ней купцами, которые хотят купить ее дивью красоту.
Девичник и Мальчишник.
Девичник и мальчишник раньше тоже проводились, только за день до долгожданной свадьбы. Невеста с подружками отправлялась в баню, позже они шли к девушке домой: ночью они гадали, причитали о будущей жизни невесты, чтобы отогнать злые силы. Мужчина же, наоборот, ходил мыться в полном одиночестве, и до самого дня свадьбы ему предписано было молчать.
Сборы невесты
Все принадлежности для свадьбы: подвенечное платье, украшения, ботинки, чулки, даже белила и румяна невесте дарил жених. Наряжают невесту к торжеству ее подруги, которых она просит не завидовать ее нарядам. Невесте, так же как и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза или вкладывали головку лука, чеснока или колокольчик, все гости и поезжане подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье.
Традиция приезда жениха со свадебным поездом.
Свадебный поезд, который собирался в доме жениха, состоял из нескольких троек лошадей. На первой ехали дружка со своим помощником, на второй тысяцкий с женихом, на третьей – сваха, затем большие, средние и малых бояре. Подъехав в дому невесты, дружка угощал привратников и придверников и только тогда его пускали в дом. Позже подъезжал свадебный поезд, и дружка и тысяцкий выкупали место для жениха за столом рядом с невестой.
Традиция проводов невесты.
Когда невесту выводили из-за стола, она старалась стянуть с него скатерть, чтобы следом за нею вышли замуж и подруги. Родители невесты ставили молодых на разостланную шкуру медведя и благословляли. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи.
Окрученье молодой.
Молодых после венца встречают на дворе родители жениха. Ввозят их в избу, обсыпают хмелем и зерном, благословляют. И начинается Пир, свахи уводят невестку в другую комнату, где заплетают ей косы. Повязывают их вокруг головы и надевают «китку» - женский головной убор.
Пение
Песни сопровождали молодых как во время подготовки к свадьбе, но и в день свадьбы. Пели на девичнике и на обручении, конечно, больше внимание в песнях уделяют на семью, ее крепость, нерушимостью брачного союза, многодетность, любовь и согласие между будущими супругами.
Утро после свадьбы.
Утром после брачной ночи молодая жена идет за водой к колодцу, чтобы все было хорошо, она одаривает воду серебряной монеткой. А гости уже ждут жену у ворот, отнимают ведра, обливаются, расплескивают воду. Эти игры происходят раза три. Также гости раскидывают мусорят в избе, заносят солому из конюшни. Пока молодая не подаст гостям вино, они продолжают мешать ей наводить порядок в избе.